Карьеру Зорана Тошича точно не назвать посредственной: поиграл в Германии за «Кельн» и в Англии за «Манчестер Юнайтед» при Алексе Фергюсоне, стал легендой ЦСКА и «Партизана». Сербский футболист взял все трофеи в России, а потом вернулся на родину и в итоге сменил ее на футбольную экзотику – провел год в китайском «Тайчжоу Юаньда» и уже больше года рубится за костанайский «Тобол» в Казахстане. В эксклюзивном интервью Metaratings.ru 35-летний полузащитник рассказал:

— о перспективах ЦСКА на ближайшее будущее;
— какой тренерский потенциал у братьев Березуцких;
— чем планирует заниматься после завершения карьеры игрока;
— о том, какую важную роль в его становлении сыграл Леонид Слуцкий;
— почему старый костяк ЦСКА был таким успешным и в чем его феноменальность.

«Надеялся, что Березуцкие останутся – и дальше будет лучше»

– Вы уже второй сезон выступаете в Казахстане, как сейчас складываются дела в «Тоболе»?

– Сейчас у нас небольшой перерыв из-за матчей за сборную, так что ждем вторую часть чемпионата и готовимся к еврокубкам. Все хорошо, меня все устраивает в Казахстане, жду Лигу Чемпионов.

– Поддерживаете связь с кем-нибудь из российских игроков? О чем общаетесь?

– Тех игроков, которые играли со мной за ЦСКА, осталось мало – Акинфеев, Набабкин и Щенников. Я поддерживаю связь с ребятами. Конечно, не постоянно, но когда есть какие-то интересные моменты, мы созваниваемся. Я как настоящий болельщик слежу за командой и надеюсь, что скоро армейцы вновь станут чемпионами.

– Следите ли за российским чемпионатом? Как вам результат ЦСКА в прошедшем сезоне?

– После моего отъезда из России я стал следить за ЦСКА, когда есть свободное время. По ходу этого сезона думал, что армейцы закончат чемпионат на втором месте. До конца был шанс на медали, но не получилось. Я надеялся, что Алексей Березуцкий останется – и дальше будет лучше.

На фоне того, что он и Василий – лучшие защитники в истории российского футбола и всю жизнь отдали ЦСКА, я только за них и хочу их поддержать. Не очень хорошо знаю, как они работали в качестве тренеров, но армейский клуб они любят больше всего и отдавали свой максимум, чтобы команда вернулась на былой уровень.

– Есть ли в братьях Березуцких тренерский потенциал, могут ли они стать топовыми российскими тренерами?

– Конечно есть. Многие хорошие тренеры в прошлом были защитниками. У них есть все, они получили шанс работать в своем клубе. Главная проблема, что болельщики ждут результатов, которые показывали мы и поколение, которое играло до меня и выиграло Кубок УЕФА. Нужно признать, что в те времена ЦСКА был сильнее. Остается только ждать, чтобы те игроки, которые сейчас в команде, дошли до такого уровня и начали бороться за самые высокие места.

– Решение сменить Березуцкого на Федотова – правильное, или надо было дать Алексею работать дальше?

– Это вопрос к руководству клуба. Но Березуцкие делали все для того, чтобы команда вернулась на былой уровень.

«Новички ЦСКА сразу стали давать результат, но в моё время почти каждый игрок в команде был такого уровня»

– Как считаете, ЦСКА не помешало бороться за медали отсутствие мотивации, потому что еврокубков в следующем году у российских клубов не будет?

– Каждый спортсмен должен делать свою работу. Клуб, конечно, думал о еврокубках, не просто же так он зимой купил 5 хороших футболистов. С самого начала было видно, что все новички – отличные игроки. Но мне кажется, что только со следующего сезона все наладится и пойдет.

– После ухода старого костяка игроков у армейцев не первый год проблемы с игрой и результатами.

– На сегодняшний день чемпионат России слабее, чем в то время, когда я играл в ЦСКА. В мое время было 6-7 команд, которые боролись за первое место, было очень много хороших легионеров, футболисты мирового уровня. Сейчас те новички, которые приехали в команду зимой, сразу заиграли и стали давать результат. Но, когда я играл в ЦСКА, практически каждый футболист был такого же уровня и мог сам решить эпизод. Я, Думбия, Хонда, Муса, Вагнер Лав – у нас было очень много было качественных игроков. Тяжело было представить, чтобы все мы плохо играли. Сейчас команда строится по-другому. Очень надеюсь, что ЦСКА вернется в борьбу за чемпионство, потому что такой клуб и такая команда должны быть на самом верху.

– Как думаете, нынешний состав армейцев может прервать гегемонию «Зенита»?

– Надеюсь, что те футболисты, которые пришли в ЦСКА этой зимой и которые еще придут этим летом, россияне, станут единым организмом. Когда команда будет на том уровне, на котором были мы, тогда и придут результаты.

– До ухода старого костяка футболистов в клубе царила семейная атмосфера, не было никаких скандалов. Почему всё изменилось?

– Думаю, что в других командах бывают похожие истории. Когда Слуцкий тренировал ЦСКА, он вытаскивал максимум из команды, у нас был единый коллектив. Потом, через год, практически вся команда поменялась. Пришли новые игроки, некоторые уехали, кто-то закончил карьеру – это нормальный процесс. В «Манчестер Юнайтед» настали перемены после ухода Алекса Фергюсона, сейчас меняется «Барселона». Прежде чем вернуться на былой уровень, должно пройти время. Я, как болельщик, который любит этот клуб, надеюсь, что все наладится и мы увидим ЦСКА на первом месте.

«Слуцкий остался в «Рубине» и показал, какой у него профессиональный характер»

– Вы вспомнили о Слуцком, с которым завоевали много трофеев. Это был самый подходящий для вас тренер в карьере?

– Да, Леонид Викторович – самый важный тренер в моей карьере, который всегда верил в меня, даже когда я плохо играл. Поэтому я выиграл столько трофеев с ЦСКА. Он был тем человеком, который умел выжимать максимум не только из меня, но и из всей команды. В то время очень сильными были и «Зенит», и «Спартак», и «Локомотив», а ЦСКА всегда занимал первое или второе места – это заслуга тренера. Также не помню, чтобы дорогостоящие игроки, которые приходили к нам, оказывались плохими. Руководство и главный тренер знали свою работу хорошо и брали проверенных футболистов.

– Если вы следите за Слуцким, то знаете, что он вылетел с «Рубином» в ФНЛ. Как так произошло? Почему у Леонида Викторовича в последнее время ничего не получается?

– Да, я слежу за Слуцким, мы играли с «Рубином» на сборах в Турции. Но мы поддерживаем связь с ним постоянно. Еще с Олегом Яровинским вспоминали наши чемпионские времена в ЦСКА, обсуждали нынешний футбол и многое другое. Жалко, что казанцы вылетели. После ухода иностранцев начались проблемы, поэтому все так получилось. Но Викторович показал, какой у него профессиональный характер, тем, что остался в команде и хочет вывести ее обратно в РПЛ. Поэтому я только поддерживаю Слуцкого. Если ему нужна будет какая-то помощь от меня, то я всегда готов.

– В «МЮ» вы застали Фергюсона, после ухода которого в клубе тоже начались проблемы. В чем его сила и как он повлиял на вашу карьеру?

– В Англии я много не играл, но каждый день тренировался с футболистами, которые выигрывали Лигу Чемпионов. «Манчестер Юнайтед» на то время был лучшей командой мира. Многие говорят, что было ошибкой перейти в такой клуб, потому что игровой практики я получил мало. Но год в Англии меня много чему научил, я стал лучше как футболист и человек. О Фергюсоне говорят сами за себя его трофеи. После его ухода у команды пошел спад, который говорит о том, какой это был человек.

– Вы также тренировались с молодым Криштиану Роналду. Сразу было видно, что он достигнет такого величия?

– Криштиану с первого дня дал всем понять, что хочет быть лучшим, его ничего другое не интересовало. Он каждый день первый приходил на тренировку и последним уходил с нее. Поэтому я не сомневался, что он добьется таких результатов.

«Я не понимал португальский, а Фернандес – русский, но мы прекрасно взаимодействовали»

– Алан Дзагоев ушёл из ЦСКА. Почему так рано? Он мог бы ещё поиграть за армейцев?

– Каждый шаг, который делает руководство ЦСКА, правильный. Когда игрок отдал команде свой максимум и выиграл столько трофеев, всегда нужно уходить на пике. Никто не держит футболиста просто из-за того, что он легенда, говорю по своему опыту. Если в руководстве решили, что Алан не закончит карьеру в ЦСКА, то только они могут сказать почему. Да, у Дзагоева было много положительных моментов с армейцами, но рано или поздно у каждого футболиста приходит время, когда надо уходить из любимого клуба. Это надо принять и двигаться дальше. Он, как и я, будет вспоминать много хороших историй. Это все рабочие моменты, это футбол.

– Алан был известным весельчаком в команде, можете рассказать какую-нибудь интересную или смешную историю, связанную с ним?

– Да, Алан всегда был веселым парнем, не помню, чтобы когда-то от него шел негатив или он плохо себя вел. А запомнилось мне больше всего то, как он танцевал лезгинку в самолете после чемпионства в Казани. Все ребята его тогда поддерживали, хлопали ему, этот момент у меня в памяти надолго.

– Удивились ли вы, когда узнали, что Фернандес приостановил карьеру? Как думаете, он вернется обратно?

– Я видел, что клуб отпустил его в Бразилию. Но Марио играл за ЦСКА целых 10 лет, отдавая всего себя клубу и сборной России. Ему нужен отдых, но я так же, как и болельщики, надеюсь, что он вернется и поможет команде. Я с Марио играл на одном фланге, и такого партнера ни до ЦСКА, ни после у меня не было, у нас было очень хорошее взаимопонимание. Я не понимал португальский язык, а он – русский, но на поле мы прекрасно взаимодействовали друг с другом.

– На его позицию ЦСКА берёт Гайича из «Црвены Звезды», поможет ли он армейцам?

– Он достаточно опытный игрок, до «Црвены Звезды» играл во Франции и был в списке сборной Сербии. После ухода Фернандеса ЦСКА должен искать другое решение. Про Гайча я могу говорить только позитивно, посмотрим, как он проявит себя в России.

«Слуцкий говорил, что если мы не перевернём матч с «Мордовией», всей командой полетим играть на Кубок»

– Игорь Акинфеев – самый сильный вратарь, с которым вы играли, если учитывать даже «МЮ»?

– Один из самых сильных. Игорь всю жизнь играл в ЦСКА, он с 4 лет в команде и отдал ей очень много лет. Тут не нужно много слов, чтобы описать, какой он профессионал и вратарь. Помню, как в конце чемпионского матча в Казани Игорь спас команду от гола, у меня тогда весь сезон пролетел перед глазами. Он принес нам то чемпионство.

– В чем феноменальность Игоря?

– Точно сказать не могу, ведь я полевой игрок, а не вратарь. Но он использовал свой характер и талант, выйдя на такой уровень, что много раз становился лучшим вратарем чемпионата, выиграл много трофеев с ЦСКА и всю жизнь отдал клубу. Это все заслужено. Можно спокойно сказать, что ЦСКА – это Игорь Акинфеев. Если я правильно помню, то даже Гинер так говорил.

– Акинфеев всегда был настоящим капитаном и вожаком армейцев. Вспомните какой-нибудь момент, где проявились лидерские качества Игоря?

– Не могу вспомнить какой-то один момент, потому что их было очень много. Игорь всегда переживал и нервничал за команду. Не помню ни одного раза, когда мы пропускали голы или проиграли, а он был равнодушен. Акинфеев всегда хотел выиграть и отдать максимум за футболку ЦСКА.

– А если вспомнить матч в Саранске, когда ЦСКА проигрывал после первого тайма 0:3, остался в меньшинстве и выиграл 6:4? Может быть, в той игре в перерыве Игорь сказал какие-то мотивирующие слова?

– Если вспоминать ту игру, то тогда Леонид Викторович постоянно говорил, что мы всей командой полетим играть на Кубок. А тогда нам надо было лететь куда-то очень далеко от Москвы. Я помню, как он зашел в раздевалку и сказал: «Сейчас вопрос не в счете на табло. Если у вас есть совесть, семья и вам стыдно, то выходите на поле и переверните игру. Я не хочу ничего слышать. Если вы не выиграете, то вся команда будет играть на Кубок через 3 дня». Вот еще один из примеров, как Слуцкий умел мотивировать команду.

– А в чем феноменальность Игнашевича и братьев Березуцких? Почему их много лет никто не мог сменить и в ЦСКА, и в сборной?

– Они все легенды клуба, больше десяти лет играли вместе, это большие профессионалы. Я много раз говорил, что Игнашевич – один из самых ответственных игроков за всю мою карьеру. Не помню, чтобы он пропустил хоть одну тренировку. Он всегда был в боевой готовности и мог помочь команде. Поэтому они так долго играли и их никто не мог заменить. Если хочешь играть на таком уровне, то по-другому нельзя, нужно каждый день тренироваться по 2-4 часа.

– С Игнашевичем вы общаетесь до сих пор, часто комментируете друг друга в соцсетях. Это был самый близкий ваш друг из ЦСКА?

– Да, мы общаемся. Последний раз виделись на сборах в Турции, когда играли против его команды. Игнашевич – один из самых приятных людей, который всегда готов помочь. Он подает пример и как футболист, и как человек. Я счастлив, что у меня был такой товарищ по команде.

«Пока после окончания карьеры вижу себя только в «Партизане» или ЦСКА»

– Вам уже 35 лет, задумываетесь о завершении карьеры? Или есть ещё мотивация и силы играть дальше?

– Слава богу, я себя чувствую хорошо, играю практически каждый матч в «Тоболе». Я один из лидеров команды, почти в каждом матче забиваю и приношу пользу клубу. Сейчас у меня контракт до конца года, а потом я решу, что делать дальше. Если здоровье будет такое же, как и сейчас, думаю, продолжу карьеру.

– Есть наметки, чем хотели бы заниматься после завершения карьеры игрока?

– Уверен, что я останусь в футболе, но в качестве кого, пока не определился. Футбол – моя жизнь, думаю, что могу быть полезен не только на поле..

– Если вас как легенду клуба позовут снова работать в ЦСКА, примете такое предложение?

– Пока я играю в футбол, поддерживаю связь с руководством ЦСКА. На эту тему мы еще не разговаривали. После завершения карьеры, может быть, поднимем этот вопрос. Если буду нужен клубу в любом качестве, я только рад помочь.

– С кем именно из руководства ЦСКА поддерживаете связь, ведь там происходили изменения?

– Когда возникают какие-то вопросы, мы с Романом Юрьевичем [Бабаевым] их решаем и с удовольствием общаемся. Я рад, что в клубе обо мне осталась хорошая память.

– Гайич переходит в ЦСКА из принципиального соперника вашего родного «Партизана» – «Црвены Звезды». Вы бы могли играть за «Црвену Звезду» или «Спартак», если бы был такой вариант?

– Я никогда не думал ни о «Спартаке», ни о «Црвене Звезде». Тем более мне сейчас 35 лет и, думаю, я не нужен ни одному из этих клубов. «Партизан» и ЦСКА – две команды, которые в моем сердце и дали мне все для футбольной карьеры. Поэтому я вижу себя только в этих двух клубах, как закончу карьеру.

16 июня, 2022