Капитан «Тобола» Роман Асранкулов в интервью Sport Plus Qazaqstan рассказал о своем становлении, примерах Жумаскалиева и Димитрова, просмотре в «Окжетпесе» и многом другом.
— Роман, как вы пришли в футбол?
— До семи лет я ходил на хоккей, но стал часто болеть, и поэтому пришлось закончить. Я увидел у отца газету, где была фотография Нурбола Жумаскалиева. Я спросил у папы кто это, и после его объяснения, сказал, что хочу также. Так я стал заниматься футболом в 1 школе в Костанае у Евгения Александровича Петрова. Это костанайский ветеран, который играл за местные «Буревестник» и «Энергетик» в советское время. Он дал мне путевку в футбол. Потом он ушел преподавать в университет и футбольную секцию закрыли. Меня отдали на стадион «Жастар» — там занимался в ДЮСШ. Тренерами были Владимир Сергеевич Корнеев и Дюсенбин Тимур Барсбекович. Я начал играть за 1998 год, хотя сам 99-ого года рождения. Они оба вырастили меня как футболиста.
— На какой позиции вы играли в детстве?
— Я всегда был левым атакующим полузащитником. Однажды мы поехали на турнир в Оренбург, я на замене был. У нас по ходу игры травмировался защитник и меня на второй тайм выпустили на позиции в защите слева на фланге. С тех пор так и играю там.
— В 2018 году вы стали привлекаться в основную команду «Тобола». Как раз это был последний сезон Нурбола Жумаскалиева, как игрока «Тобола». Вы говорили, что, по сути, росли на его примере. Что для вас значило быть в одной раздевалке с легендой казахстанского футбола?
— Тогда тренером был Владимир Андреевич Никитенко. Я еще не был с основой, но иногда привлекался на тренировки и выезды с командой. Нурбол Жардемович помогал в адаптации в команде, в ментальном плане. Помню, была забавная ситуация. Мы на тренировке переносили ворота, а я еще молодой совсем и взял их со стороны перекладины, где полегче нести. Жардемович сказал: «Рома, у перекладины ворота несут те, кому за 30, а ты пока молодой» (смеется). Я регулярно стал тренироваться с командой в 2019 году, Нурбол Жардемович уже был спортивным директором, но часто тренировался с нами и подсказывал многие моменты. Когда стал играть в основе и доверили быть капитаном, то постоянно говорил, что нужно проявлять себя. Сейчас на сборах говорил про «турнир четырех», чтобы там показал себя и мог закрепиться в сборной.
— Давайте поговорим про Вашу позицию на поле. В дубле «Тобола» вы играли центрального защитника, иногда в паре, иногда третьего центрального. В некоторых матчах на сборах сейчас вы играли центрального. Магомед Адиев говорил, что ввиду отсутствия Нуралы Алипа на матче с Грецией, вы можете быть одним из вариантов его замены. Какая позиция вам комфортнее?
— Честно говоря, я давно не играл центрального защитника. Последний раз, наверное, еще в дубле. На сборах я играл центрального в нескольких матчах, потому что новички еще не подъехали, и нужно было закрывать позицию — меня ставили туда. Позиция в центре мне знакома, но мне нужно подтянуться немного в особенностях тактики игры на данной позиции. Думаю, что мог бы играть в центре, хотя мне комфортнее и понятнее играть на фланге. Где тренер поставит – там буду играть.
— Первый раз за «Тобол» вы сыграли при Газзаеве. Затем были Бабаян и Миланович, которые не сильно вам доверяли. «Железным» игроком старта вы стали уже при Чурчиче. Расскажите, о работе с каждым из этих специалистов.
— Я дебютировал на Кубке при Владимире Валерьевиче. В 2020 году, когда уже был подписан контракт, то стороны Григория Константиновича Бабаяна чувствовалось доверие. Я много играл на сборах и дебютировал в чемпионате тоже при нем. Потом началась пандемия, тот необычный чемпионат. В принципе Григорий Константинович давал мне играть, давал шансы, но я сам до конца не воспользовался ими. Тренеры в целом часто доверяют, но если ты не готов сам играть, то тогда вопросы только ко мне. При Милановиче я пару раз выходил, но можно сказать, что не играл толком.
При Чурчиче я все сборы отыграл, но сезон начал на скамейке. Наверное, я в чем-то перегорел и не смог качественно сыграть. Но он много со мной беседовал, поддерживал в эмоциональном плане. Милич снова дал мне шанс, я им воспользовался и с тех пор стал стабильно играть. Я очень признателен ему, благодаря ему я прогрессирую.
— В 2018 году вы ездили на просмотр в «Окжетпес», но вернулись в дубль «Тобола». Что тогда не получилось?
— Я хотел бы сказать большое спасибо «Окжетпесу». Там были такие опытные игроки, как Алибек Булешев, Ренат Абдуллин. После того просмотра я стал сильнее именно в психологическом плане. Для меня это был вызов на тот момент.
— Азат Нургалиев в свое время сравнивал Вас со Станимиром Димитровым, говоря, что очень похожа манера отбора на него. Вам льстит такое сравнение?
— В детстве Станимир был одним из моих кумиров. Я сейчас, как и он, в «Тоболе» играю под третьим номером. Не знаю, насколько корректно с моей стороны говорить, похож я на него или нет. Он был очень хорош в отборе и в выборе позиции на поле. Думаю, для своего времени, это был один из самых сильных защитников чемпионата.
— А на кого из защитников вы ориентировались, когда росли, как футболист?
— Мне нравился Серхио Рамос. Смотрел его нарезки и манеру игры. Очень импонировала игра, как в защите, так и в атаке Дани Алвеса. Жаль, что он именно таким образом закончил свою карьеру.
— Давайте про сборную поговорим. Вы снова в расширенном списке на матче с Грецией. Уже были в расположении сборной на матчах отбора к ЕВРО. Расскажите об атмосфере в команде и работе с Магомедом Адиевым.
— Атмосфера потрясающая. Начиная с того, как тебя встречают в аэропорту, заканчивая тренировками и подготовками. Таких условий у меня нигде не было. В сборной сложился дружеский коллектив. Хотя я многих лично не знал, когда приехал в сборную, меня тепло встретили. Магомед Мусаевич запомнился своими разговорами, даже перед тренировками. Он умеет находить слова, чтобы дать заряд перед тренировкой и выкладываться на все сто. Я должен был полететь на матчи в Катар, которые в результате не состоялись. Магомед Мусаевич сказал, чтобы я готовился к этой игре.
— В СМИ писали про интерес к вам со стороны «Ордабасы» и «Атырау» в это межсезонье. Насколько это соответствует действительности?
— Я тоже на уровне слухов, слышал, что есть интерес со стороны этих клубов, но никаких предложений не было. В любом случае «Тобол» сейчас на первом месте и все мысли связаны с ним.
— Еще хотел спросить про воспитанников «Тобола» и костанайского футбола. Последним местным игроком до вас, кто заиграл на высоком уровне, был Ермек Куантаев. Он старше вас на 8 лет. Почему так редко местные ребята начинают играть на уровне КПЛ?
— Из молодых ребят сейчас выделяется Байжанов Нурбек. Мне кажется, он может заиграть. Я думаю, что недостаток молодых связан с тем, что между «Тобол-М» и основой нет еще одной команды. Тяжело перепрыгнуть из футбольного центра в дубль и потом сразу в основной состав. Нужно быть физически крепким и эмоционально готовым. Хочу сказать, что наше руководство помогает молодым ребятам найти команду в Первой Лиге, чтобы начать играть. Но не все готовы уехать из родного города. Я по себе помню: когда уезжал в «Окжетпес», думал, может не надо и лучше остаться дома в дубле. Это очень непросто. Но практика в Первой Лиге дает возможность состояться как футболист.
— Какие цели у «Тобола» и у вас в новом сезоне?
— У нас одна цель – выходить и побеждать в каждом матче. В результате занять высокое место в чемпионате. У нас новая команда в этом сезоне, мы сыграемся, и будем радовать болельщиков. Моя цель – сыграть как можно больше матчей и дебютировать за сборную Казахстана.